Главная » 2009 Ноябрь 11 » "СВЯЩЕННАЯ ПРИРОДА КРЫМА - ОЧЕРКИ КУЛЬТОВО-ПРИРОДООХРАННЫХ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ КРЫМА". И.М. Коваленко. Часть 2.2
19:37 "СВЯЩЕННАЯ ПРИРОДА КРЫМА - ОЧЕРКИ КУЛЬТОВО-ПРИРОДООХРАННЫХ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ КРЫМА". И.М. Коваленко. Часть 2.2 | |
Помимо широко известных Козмодамиановского, Кизилташского и Топловского источников, при которых возникли крупные христианские монастыри, в Горном Крыму существует еще несколько мест,где выходят на дневной свет родники, почитаемые местным православным населением. Эти источники еще не превратились в объект внимания многочисленных паломников-туристов, здесь все еще чувствуется прелесть первозданной, нетронутой природы и не нарушается плавное течение мыслей, охватывающее вас после глотка студеной,святой воды.
Источник св. Феодора Студита - находится в нескольких километрах от села Терновка (б. Шулю). До 20-х годов прошлого века при источнике располагался Ново-Спасский скит Свято-Климентовского мужского монастыря, более 70 лет здесь не велась служба и только в 1996 году в здешние леса прибыло несколько монахов, чтобы восстановить храм. По преданию источник забил из земли благодаря молитвам средневековых монахов, учеников святого Феодора Студита, сосланных в Таврику в 8 веке н.э. из Византии. Как и с другими святыми крымскими родниками, с источником Феодора Студита так же связан ряд преданий о целительной силе его воды, которые передавались устно из поколения в поколение местными жителями. Вода святого источника может не только исцелять, но и наказывать. Так, жители окрестных деревень вспоминают происшедший лет тридцать назад случай, когда один из подвыпивших граждан, которые любили устраивать в окрестностях родника пикники, поспорил с приятелем, что сможет просидеть в ледяной воде источника какое-то время. Но как только осквернитель коснулся святой воды, у него тут же на всю жизнь отнялись ноги.
Вблизи села Оборонное (б. Камары) есть источник святого Иоанна Постного, который забил здесь, по преданию, несколько сотен лет назад в День Усекновения главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. В 1848 году над источником была построена церковь св. Иоанна Предтечи с прекрасной фреской. Интересно, что в церковном бассейне, куда поступала святая вода, жила большая старая лягушка, всплывавшая на поверхность при входе в храм каждого посетителя. К лягушке местное население относилось как к хранительнице святого источника. После революции церковь использовалась как загон для скота, постепенно разрушалась (хотя местные тайком, 2 раза в неделю проводили там службу), а во время войны в храм попал снаряд. Ближе к нашему времени каптаж источника был восстановлен, недавно вырыта купель и святая вода опять лечит людей, о чем можно услышать множество свидетельств из уст местных богомолиц. В 2001 году, 11 сентября здесь было людно: благочинный г. Севастополя отец Владимир провел на источнике богослужение и прочитал проповедь, освятив воду: После присоединения Крыма к Российской империи первые русские поселенцы шагнули на совершенно новую для них землю. Здесь же они столкнулись с множеством проблем, одной из которых была проблема пресной воды. Русские отставные солдаты, выходцы из российской глубинки, оказались в принципиально новых для них природных условиях. Поселенцев селили в области Крымского Предгорья и северного склона Главной гряды Крымских гор, где о существовании полноводных рек и подземных водоносных пластов не могло быть и речи. Скудные запасы пресной воды навевали мысли о невозможности здесь нормальной человеческой жизни. Но постепенно новые жители крымской земли привыкали. Они были вынуждены перенимать в свою культуру и хозяйство некоторые особенности давно сформированных и проверенных веками традиций местного водопользования. Где найти выход подземной воды, как обустроить каптаж-фонтан, как провести к нему воду с минимальными потерями - всему этому нужно было учиться. Помогали русским поселенцам, скоре всего единоверцы-греки, имевшие богатый опыт водопользования. Там, где возникали русские села, каптажи-фонтаны строились заново, в типично русской строительной форме с участием греческих архитектурных традиций. Так, явно греческое архитектурное влияние имеют фонтаны в русских селах Петрово и Барабаново в окрестностях Зуи. Их каптажи сооружены в виде каменных православных часовенок - с двускатной крышей, двумя выемками для иконок и выпуклым православным крестом посередине. Похожие фонтаны и сейчас сохранились в Балаклаве, вблизи некогда греческих сел Генеральское, Запрудное, Оборонное. После установления в Крыму власти рабочих и крестьян все монастыри были ликвидированы, а какое-либо поклонение чудодейственным источникам запрещено. Вообще, за годы советской власти крымская земля потеряла не одну сотню родников: каптажи с христианской и мусульманской символикой разрушались, вековые традиции религиозного почитания горных источников яростно уничтожались, названия родников и связанные с ними предания стирались из людской памяти: И ещё лет десять назад казалось, что погрязли мы окончательно в пучине всеобщей безнравственности и бескультурья. Но, к счастью, кажется, осознал наш народ, что без своей культуры, без своей истории не сможем мы прожить ни одного дня - сможем лишь просуществовать. И стали возрождаться народные традиции, стали строиться церкви и мечети, стали выходить книги, дающие правдивые знания о нашем прошлом. Пережили свое второе рождение и крымские монастыри: в их стенах вновь звучат хвалебные молитвы Господу, а к целительной воде святых родников ежедневно приходят на поклон люди. И дай Бог, чтобы уважительное отношение к малой воде не угасло в сердцах крымчан, дай Бог, чтобы вдоль дорог снова возводились радующие глаз путника каптажи-фонтаны, дай Бог, чтобы святые горные источники продолжали исцелять тела и души, верующих в их силу людей. Дай Бог. Литература: 1. Альбов С. В. Древнейший каптаж минеральной углекислой воды в СССР. Известия Крымского отдела географического общества СССР, отдельный выпуск. - Симферополь, 1958. 2. Бахчисарайские арабские и турецкие надписи. - Одесса, 1849. 3. Гарагуля В. Топонимические этюды // Известия КРКМ. № 13, 1996. 4. Гермоген, епископ. Таврическая епархия. - Псков, 1887. 5. Гидрогеология СССР. Том 8. Крым. - М: Недра, 1970. 6. Караулов Г., Сосногорова М. Путеводитель по Крыму. 1883. 7. Катунин Ю. А. Таврическая епархия. - Симферополь: "Таврия", 1995. 8. Коваленко И. "Прекрасный родник - источник жизни" // Голос Крыма, № 42 (361), 13.10.2000. 9. Коваленко И. "Чиста на вид, прозрачна, холодна:" // Таврические ведомости, № 8, 25.02.2000. 10. Коваленко И. Источники "отдохновения души и услады сердца" // Голос Крыма, № 7 (326), 11.02.2000. 11. Коваленко И. М. "Священные" источники Крыма // Природа, № 3-4. - Симферополь, 2000. 12. Кондараки В. Х. Универсальное описание Крыма. - Николаев, 1873. 13. Марков Е. Л. Очерки Крыма. - Симферополь: "Таврия", 1995. 14. Описание киновии св. исповедника Стефана Сурожского или Кизилташ в Крыму - Симферополь, 1886. 15. Описание Топловского женского общежитейного монастыря св. преподобомученицы Параскевы в Крыму. - Москва, 1885. 16. Путешествие в южную Россию и Крым, через Венгрию, Валахию и Молдавию, совершенное в 1837 году Анатолием Демидовым. - М., 1853. 17. Рухлов Н. В. Обзор речных долин горной части Крыма. - Петроград, 1915. 18. Эвлия Челеби. Книга путешествий. - Симферополь, 1999. | |
|
Всего комментариев: 0 | |