Главная » 2009 Ноябрь 11 » "СВЯЩЕННАЯ ПРИРОДА КРЫМА - ОЧЕРКИ КУЛЬТОВО-ПРИРОДООХРАННЫХ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ КРЫМА". И.М. Коваленко. Часть 4.2
21:01 "СВЯЩЕННАЯ ПРИРОДА КРЫМА - ОЧЕРКИ КУЛЬТОВО-ПРИРОДООХРАННЫХ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ КРЫМА". И.М. Коваленко. Часть 4.2 | |
Еще недавно среди местных жителей округи Гурзуфа ходило предание о старом дубе на горе Аюдаг (Медведь-гора). Эту легенду хорошо выразил в стихах крымский поэт Анатолий Никаноркин:
О чудесном дубе в лагере "Артек" Как-то говорил мне старый человек: "На лесной поляне, на горе Медведь Дуб стоит могучий, можешь посмотреть, Он стоит - не сохнет - очень много лет, Слышал, - не ручаюсь, - есть такой секрет: Силу и здоровье получает тот, Кто коснется дуба, в руки лист возьмет: (А. Никаноркин. "Чудесный дуб". Литературно-художественный альманах Крым, № 31, 1962.)
Строчки стихотворения возвращают нас к "Говоровскому дубу": его листья так же использовались местным населением как лекарство, врачующее от всех болезней. Два этих свидетельства о врачующей силе дубов-гигантов наталкивают на мысль, что ещё до недавнего времени некоторые старые почитаемые крымские деревья считались у местных жителей целебными, что являлось одним из остатков древнего культа "святых" деревьев, переросшего в данном случае в почитание врачующей силы дуба. Тысячелетнего возраста могут достигать не только местные крымские породы, но и некоторые представители культурной флоры, завезенные на полуостров людьми. До наших дней в долине р. Улу-Узень, чуть ниже с. Генеральское (б. Мега-Потам, Улу-Узень), сохранились два гигантских "тысячелетних" дерева грецкого ореха, культура которого связана с появлением в Крыму выходцев из Греции. Крона самого старого из них занимает площадь в 900 м2, ширина кроны с востока на запад 29 м, а с севера на юг 35 м. Высота дерева 25 м, обхват на уровне груди 575 см, а диаметр ствола 180 см. [18]. Ещё в начале XX века на Южном берегу, в имении Мшатка, рос огромный "тысячелетний" орех, который был хорошо известен среди крымского населения. Этот гигант имел ствол толщиною "в 5 обхватов" и одиноко, словно настоящий памятник, стоял посреди круглой, покрытой виноградниками, долины. Это дерево было такой величины, что по словам В. Х. Кондараки "под тенью его могут расположиться до ста всадников" [12]. Поэтому дерево так и называлось: "сто всадников". В год оно давало урожай до 70 000 орехов. Интересно, что в 30-х годах XIX века на вершине ореха, "на его громадных развесистых ветвях, среди самой листвы, была устроена обширная беседка - ротонда, куда вела витая большая лестница кругом ствола" [16]. До второй половины XIX века в Мисхоре рос не менее замечательный и знаменитый орех-великан, который хоть "размером ствола и уступал мшатскому, но в росте был больше и на вид грознее". Татары называли это дерево собственным именем - "черкес-чевис", оно было поделено между 16 владельцами, каждому из которых принадлежали отдельные ветви дерева, переходившие по наследству из рода в род. С каждой такой ветви, а длина некоторых из них достигала 28 шагов, собиралось до 100 000 (!) орехов в год. Орех был настолько громаден и величественен, что даже император Николай I, путешествующий по Таврике в 1837 году, был поражен его красотой и приказал зарисовать орех. Дерево это считалось самым старым на Южном берегу и когда оно было повалено бурей, то оказалось, что "между стволом и ветвями на нем росли целые деревья лавра и рамуса". Из ореха получилось несколько сажень дров [11, 16]. Иногда, даже большим почитанием, чем старые "тысячелетние" деревья, пользуются сравнительно молодые представители древесной флоры в возрасте от 200 до 800 лет, в том случае, если с ними связано какое-либо важное историческое событие либо личность известного человека. Такие деревья-свидетели называются "мемориальными" и практически всегда имеют среди местного населения свое собственное имя. Необходимо отметить, что понятие мемориального дерева весьма широкое - таким деревом может стать и гигантский дуб, посаженный 500 лет назад в честь великой военной победы, и 10-ти летняя березка, посадкой которой отец ознаменовал рождение наследника. Наиболее известным из крымских мемориальных деревьев является величественный экземпляр дуба черешчатого в Детском парке города Симферополя. И хотя это дерево непосредственно не связано с каким-либо важным историческим событием, это наистарейшее дерево города очень почитаемо среди жителей Симферополя, которые ежедневно приходят в Детский парк отдохнуть под тенью громадного дуба. Дуб имеет и собственное название - "Богатырь Тавриды", олицетворяя своим могуществом и величием благословенную землю Тавриды. В настоящее время высота дерева составляет 25 метров, обхват ствола 6,12 метра, а диаметр кроны около 30 метров. Насчет предположительного возраста дуба существует несколько мнений, в связи с чем в разных источниках указывается различный возраст - от 500 до 700 лет [8, 14, 20 и др.]. Точный же возраст "Богатыря Тавриды" определить в данное время невозможно. До возникновения первых строений г. Симферополя "Богатырь Тавриды" рос в составе естественного тугайного дубового леса поймы реки Салгир. С ростом города росла и хозяйственная деятельность в долине Салгира - естественная растительность стала уступать место человеку. Погибали под ударами топора и многовековые дубы - чудом с тех пор остался "Богатырь Тавриды", да несколько дубов 300 - 400 летнего возраста, разбросанных по паркам и скверам города. Есть такие дубы в парке "Салгирка", в Детском парке у Института минеральных ресурсов и один дуб в сквере им. В. Ленина по ул. Павленко. До конца ХХ века "Богатырь Тавриды" рос в составе сада известного химика Де Серра, хорошего знакомого А. С. Пушкина. Замечательный русский поэт, будучи в 1820 году в Симферополе, гостил у Де Серра и наверняка неоднократно гулял по саду, где его пытливый взгляд мог остановиться и на нашем дубе. И кто знает, может и бессмертные слова: "У Лукоморья дуб зеленый:" родились в голове поэта как раз у этого дерева. Уже только поэтому оно заслуживает охраны и почитания. Решением Крымского Облисполкома от 22.02.72 г. за № 97 дуб "Богатырь Тавриды" был объявлен памятником природы. В настоящее время дуб растет посреди обширной площадки Детского парка, находится в довольно хорошем состоянии, является одной из достопримечательностей города и гордостью симферопольцев. Другой не менее известный и почитаемый экземпляр дуба черешчатого сохранился в нескольких километрах к северу от Белогорска в долине р. Биюк-Карасу. Это так называемый "Суворовский дуб", под которым, как гласит предание, в 1777 году великий русский полководец, генерал-поручик Александр Васильевич Суворов вел переговоры с представителями турецкого султана. Почти из самого основания ствола у дуба выходят четыре больших сросшихся между собой ветви, из-за чего дуб иногда ещё называют "Четыре брата". Ветви дуба образуют громадную крону диаметром 30 метров, которая отбрасывает тень на 300 м2. Диаметр ствола в основании дерева равен 3,8 метров, а окружность ствола 12,2 м, при высоте дуба в 18 м (по некоторым данным высота 22 м). Возраст "Суворовского дуба" приблизительно равен 800 лет. С 1997 года дуб находится под охраной государства как памятник природы. С именем другого известного в Крыму человека - Федора Карловича Мильгаузена связано дерево каштана конского, произрастающего во дворе дома № 30 по ул. Фрунзе в Симферополе. Ф. К. Мильгаузен (1775 - 1853) был известным русским врачом, общественным деятелем и ученым. В его доме, который сохранился до наших дней (ул. Киевская № 24) и который выходит фасадом во двор, где растет каштан, бывали многие знаменитые люди, чьи имена дороги каждому русскому человеку: художник И. К. Айвазовский, ботаник Х. Х. Стевен, историк П. И. Кеппен, поэты К. Н. Батюшков и В. А. Жуковский, актер театра М. С. Щепкин, литератор В. Г. Белинский и многие другие. Некоторые из них могли видеть и этот каштан, который был посажен Ф. К. Мильгаузеном в 1829 году в качестве мемориального семейного дерева: в одну лунку врач посадил семь плодов каштана - по количеству членов своей семьи. В первые же годы после посадки два ростка пропали, а остальные пять хорошо прижились и слились в единое мощное пятиствольное дерево, которое в отличном состоянии сохранилось до наших дней - каштан ежегодно обильно цветет и плодоносит. У самой земли стволы дерева срослись и здесь (на высоте 40 см) их общий обхват составляет 5,15 метра. На высоте 2 метра отдельные стволы каштана имеют обхваты: 1,85 м, 2,00 м, 2,25 м, 2,30 м и 2,25 м. В 1972 году решением Крымского Облисполкома "Пятиствольный каштан" был объявлен памятником природы. Есть свое мемориальное дерево и на Южном берегу Крыма. Это - хорошо известный всем поклонникам творчества А. С. Пушкина так называемый "Пушкинский кипарис", который растет в Гурзуфе у входа в дом, где три недели жил талантливый русский поэт. Для Пушкина, жителя северной России, диковинное дерево кипариса навевало приятные думы, под его пирамидальной кроной рождались замыслы новых творений, да и через много лет после крымской поездки А. С. Пушкин неоднократно вспоминал своего "южного друга", с которым он каждое утро здоровался по пути к морю. "У самой террасы стоял кипарис, Поэт называл его другом:" (Н. А. Некрасов) Для почитателей пушкинского гения "Пушкинский кипарис" - дерево поистине святое, к нему на поклон ежегодно приезжают сотни людей с разных концов мира. "Пушкин надолго прославил его: Туристы его навещают, Садятся под ним и на память с него Душистые ветки срывают" (Н. А. Некрасов) В год 200-летия Пушкина две ветки этого дерева были переданы на могилу Анны Керн и в музей поэта в Санкт-Петербурге. Там же, в Гурзуфе, возле памятника А. С. Пушкину растет громадный платан, посаженный в годовщину смерти поэта - в 1838 году владельцем гурзуфского имения И. И. Фундуклеем. Этот платан так же можно считать за мемориальное пушкинское дерево. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что культ "священных" деревьев в Крыму имел место в прошлом и в замаскированном виде сохраняется до сих пор. На заре истории почитание "священных" рощ и отдельных деревьев было широко распространено среди автохтонных крымских племен до тех пор, пока большинство из этих деревьев не пали под ударами миссионерских топоров. И все же миролюбивое христианство, не скрывавшее своей ненависти к языческим культам, не смогло окончательно уничтожить их пережитки - в Горном Крыму периодически встречались "святые" деревья, а иногда и целые рощи, которые теперь уже были посвящены какому-либо христианскому святому и находились под его защитой. Та же самая ситуация складывалась по отношению к пережиткам языческого культа "святых" деревьев и у последователей учения Магомета: в исламе "святыми" деревьями становились те, что росли у могилы праведного человека - азиса. Во времена советской власти, и вплоть до настоящего времени, религиозная составляющая культа "святых" деревьев отошла на второй план, а слово "святой" заменилось словом "почитаемый". Почитаемыми стали, прежде всего, деревья-свидетели: деревья, имеющие многосотлетний возраст и мемориальные деревья, связанные с важным историческим событием или знаменитым человеком. Почти все "тысячелетние" и мемориальные крымские деревья в наше время находятся под охраной государства в качестве памятников природы. К сожалению, сейчас государственная охрана памятников природы зачастую чисто номинальная и мало эффективная. В связи с этим необходимо всенародное понимание важности дела охраны природы, одним из этапов которого может являться возрождение и поддержание культа деревьев, что будет выступать действенным механизмом в их охране. Для этого природоохранным организациям необходимо развивать и популяризировать мотивы поклонения деревьям, что особенно продуктивно может выражаться через почитание мемориальных деревьев и деревьев-долгожителей. По этому поводу до сих пор актуально звучат слова известного ученого академика П. А. Тутковского: "Культ деревьев, почитание лесов когда-то жили в крови славян и не совсем исчезли из нее сейчас, остается только переделать его в разумную форму и возродить его как сознательную опеку дерева" [23]. Так же первоочередной задачей является полная инвентаризация всех старых деревьев. Понятие "старое дерево" относительно и индивидуально для каждого рода дерева, но все же минимальным возрастным рубежом для инвентаризации можно посоветовать 500 летний возраст. Таких деревьев в Крыму пока еще немало. Само собой разумеется, что на учет в качестве памятников природы должны быть взяты "священные" и мемориальные деревья. При инвентаризации дерева необходимо придерживаться следующего плана:
К этому должен прилагаться комплект фотоснимков дерева (полный рост и отдельные детали). Охрану и присмотр за деревом необходимо возложить на организацию, на чьей территории растет дерево, при контроле за всеми действиями местной природоохранной структуры. Так же важно помнить, что достопримечательные деревья обладают большим рекреационно-научным потенциалом, в связи с чем желательно их использование в краеведческой, экскурсионной и научно-педагогической работе. И только при исполнении всего комплекса вышеприведенных условий мы сможем сохранить крымские деревья-памятники, за что получим благодарность не только наших потомков, но и самой Природы. Литература: 1. Борейко В. Е. Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи. - Киев, 2000. 2. Борейко В. Е. Эссе о дикой природе. - Киев, 2000. 3. Вульф Е. В. Флора Крыма. Том 1., вып. 1, 1927. 4. Гарагуля В. К. Серебренные рубли "Кеппен Немсе" // Вестник физиотерапии и курортологии, № 1, 2000. 5. Гаспринский И. Крымские азисы // Восточный сборник. Кн. 1. - СПБ, 1913. 6. Гермоген, епископ. Таврическая епархия. - Псков, 1887. 7. Елпатьевский С. Я. Крымские очерки. Год 1913-й. - Феодосия: "Коктебель", 1998. 8. Ена В. Г. Памятники природы. Богатыри Тавриды // Вам, туристы. - Симферополь: "Крым", 1965. 9. Ена В. Г. Заповедные ландшафты Крыма. - Симферополь: "Таврида", 1989. 10. Захаржевский Я. В. Найстар_ший тис Криму // Укр. бот. журнал, т. 23, 3 2, 1966. 11. Коваленко И. Деревья-долгожители // Таврические ведомости, № 5 (303), 16.02.2001; Коваленко И. "Священны деревья" // Таврические ведомости, №13 (311), 27.04.2001. 12. Кондараки В. Х. В память столетия Крыма. - Николаев, 1873. 13. Крым. Путеводитель. - Симферополь, 1914. 14. Лыпа А. Л. Достопримечательные деревья Крыма. - Симферополь: "Крым", 1967. 15. Маркевич А. Островок в Казачьей бухте как предполагаемое место кончины св. Климента, папы римского // ИТУАК № 43. 16. Накропин О. Замечательные древние деревья в Крыму // Вестник садоводства, плодоводства и огородничества. СПБ, 1883. 17. Паллас П. С. Путешествие по Крыму в 1793 и 1794 годах академика П. С. Палласа // ЗООИД. - Одесса, 1881, т.12. 18. Пасенков А. Тысячелетние ореховые деревья в Крыму // Виноградарство и садоводство Крыма. - Симферополь, № 12, 1962. 19. Попов А. Вторая учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии. Бахчисарай. - Симферополь, 1888. 20. Рубцов Л. И. Достопримечательные экземпляры дуба в Крыму // Бюлл. Главн. бот. сада, № 35. М., 1959. 21. Сеферов Э. Отголоски древних верований у крымских татар // Касавет, №1, 1995. 22. Симеренко Л. П. Крымское промышленное садоводство. - М, 1912. 23. Тутковский П. А. Культ л_с_в колись _ тепер // Нариси з природи України. Вип 1. - Київ: Всеукр. кооп. вид. союз, 1920. 24. Челеби Эвлия. Книга путешествий. - Симферополь: "Таврия", 1999.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |