Главная » 2009 Ноябрь 11 » "СВЯЩЕННАЯ ПРИРОДА КРЫМА - ОЧЕРКИ КУЛЬТОВО-ПРИРОДООХРАННЫХ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ КРЫМА". И.М. Коваленко. Часть 3.2
20:40 "СВЯЩЕННАЯ ПРИРОДА КРЫМА - ОЧЕРКИ КУЛЬТОВО-ПРИРОДООХРАННЫХ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ КРЫМА". И.М. Коваленко. Часть 3.2 | |
В нескольких километрах к северу от Зуи, в имении Каясты (ныне пос. Подгорное в черте с. Литвиненково (б. Кентогай) Белогорского района), в скале Кырк-Азис ("сорок святых") есть пещера, в которой еще в первой половине ХХ века лежал продолговатый камень "наподобие гроба, покрытый зеленым сукном" [2]. По преданию, передававшемуся татарами из поколения в поколение, в этой пещере "неверными" (а в другом варианте - турками) были зверски убиты сорок братьев, во время того, когда они, стоя на коленях, совершали молитву Аллаху. Это, окропленное кровью братьев, место считалось священным, и сюда татары привозили своих больных, оставляя после молитвы кусочки одежды и волос больных, "чтоб вместе с одеждой и волосами осталась здесь их болезнь" [2]. Наибольшее количество татар собиралось здесь в мае. По преданию, лучше всего Кырк-Азиз исцелял "от умопомешательства". Пещера Кырк-Азис пользуется большим почитанием у татарского населения края и в наше время. Пещера представляет собой грот в правом обрывистом борту р. Зуя, максимальная высота которого достигает 3 метра, ширина и длина около 6 метров. На стенах и в многочисленных естественных нишах грота видны обильные остатки от горевших тут свечей, а потолок закопчен дымом от священного костра. В грот, который находится в 15 - 20 метрах над уровнем реки, ведут 40 бетонных ступеней (по числу погибших здесь братьев), а вдоль ступеней и у входа в полость растут сплошь увешанные жертвенными тряпочками кустарники. По словам местных жителей, в первые годы репатриации, когда у татар еще не было в Крыму мечетей, на поклон к Кырк-Азису устремлялись паломники со всего полуострова. Здесь они молились, привозили больных для исцеления (при этом на привходовой площадке обязательно приносили жертву - зарезали барана или курицу), устраивали праздники. Вдоль дороги Зуя - Литвененково стояли указатели на Кырк-Азис, и в отдельные дни здесь собирались не десятки, а сотни татар. В последнее время, когда по всему Крыму стали возводиться мечети, поток "правоверных" богомольцев к "священной" пещере значительно снизился. По воспоминаниям одного из старожилов села, после Великой Отечественной войны, когда татары были выселены, местные ребята полезли в пещеру и нашли в одной из её щелей предметы мусульманского культа, среди которых был большой, переплетенный в богато украшенный кожаный переплет Коран. До этого местное славянское население пещеру старалось не посещать, как не посещают её и сейчас. На примере этой пещеры ещё раз подтверждается важная особенность "святых" мест крымской земли - притягивать к себе людей различных национальностей и вероисповеданий. Дело в том, что и среди местных христиан еще в конце 19 века пещера считалась "святой". Они так же были уверены, будто здесь были убиты сорок юношей, но не "неверными" за молитву Аллаху, а, наоборот, мусульманами - "за проповедь Евангельскую". Интересно, что это ярко выраженное в предании межрелигиозное противостояние нисколько не мешало общему поклонению пещере и совместному добрососедскому сосуществованию христиан и мусульман [8]. Почитание "священных" гор, скал и пещер, имевшее место на всех этапах истории Крыма, сыграло огромную роль в формировании природоохранных взглядов и традиций у народов, населяющих Крымский полуостров. Благодаря статусу "святости" многие горы сохранили до наших дней свой первозданный ландшафт и относительно слабо антропогенизированную экосистему. Феномен "святых" гор существует в Крыму до сих пор. Правда, в большинстве своем, он принял другую, более прозаическую окраску: в настоящее время подавляющее большинство тех гор, скал, камней и пещер, которые почитались в древности, входят в состав природно-заповедного фонда Автономной Республики Крым и охраняются законом. Литература: 1. Борейко В.Е. Священные горы. - Киев, 1999. 2. Гермоген, епископ. Таврическая епархия. - Псков, 1887. 3. Домбровский О. И. Средневековые поселения и "исары" Крымского Южнобережья // Феодальная Таврика. - Киев: "Наукова думка", 1974. 4. Елпатьевский С. Я. Крымские очерки. Год 1913-й. - Феодосия: "Коктебель", 1998. 5. Ена В. Г. Заповедные ландшафты Крыма. - Симферополь: "Таврия", 1989. 6. Иванов Б. Н., Дублянский В. Н., Домбровский О. И. Басманские пещеры в Горном Крыму // Крымское государственное заповедно-охотничье хозяйство. - Симферополь: Крымиздат, 1963. 7. Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь.-М., 1900. 8. Коваленко И. Пещерные святилища // Таврические ведомости, № 3 (301). 26.01.2001. 9. Коваленко И. Чатырдаг // Крымские известия. № 61, 1.04.2000. 10. Коваленко И. Святые горы Тавриды // Таврические ведомости, № 43 (292). 17.11.2000. 11. Легенды Крыма. - Симферополь: "Бизнес-информ", 1994. 12. Ливанов Ф. В. Георгиевский монастырь в Крыму. - Москва, 1891. 13. О деятельности в Тавриде Иннокентия архиепископа Таврического // ИТУАК, № 31. - Симферополь, 1901. 14. Палимпесов И. У. Мои воспоминания об Иннокентии архиепископе Херсонском и Таврическом. - Санкт-Петербург, 1888. 15. Полканов Ю. А. Легенды и предания караев. - Симферополь, 1995. 16. Струков Д. М. Древние памятники христианства в Тавриде. - М., 1876. 17. Сумароков П. И. Досуги крымского судьи. Ч. 2. 1805. 18. Шапошников А. К. Коктебель. Исторические названия окрестностей. - Симферополь: "Амена", 1997. 19. Щепинский А. А. В глубь пещер по следам первобытного человека // Рюкзак. - Симферополь: "Крым", 1965. 20. Щепинский А. А. Красные пещеры. - Симферополь: "Таврия", 1987. 21. Щепинский А. А. Пещерные святилища времени раннего железа в Крыму // Труды комплексной карстовой экспедиции АН УССР, Киев, 1963.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |