В Крыму существует несколько мемориальных деревьев, с которыми связано какое-либо важное историческое событие, пребывание возле них известного человека, упоминание в выдающемся литературном произведении и т.д.
|
Поклонение деревьям существовало практически у всех народов и культур мира. Не стала исключением и территория Крымского полуострова. До активизации в Таврике мощной хозяйственной деятельности, связанной с появлением и оседлостью на её земле сначала эллинов, затем тюрков (хазар, татар, турков) и русских, Крымские горы были покрыты непроходимыми лесами, в которых нередко встречались деревья-великаны, почитаемые жившими там языческими племенами тавров. Скорее всего, роль священных деревьев играли отдельно стоящие старые дубы, обладающие наибольшей аттрактивностью и мистическим влиянием на человеческую психику.
|
Крымские леса на протяжении всей человеческой истории испытывали массированную антропогенную атаку. Но, несмотря на такое, казалось бы, целенаправленное желание человека уничтожить эти леса, в некоторых укромных уголках полуострова ещё сохранились уникальные, достигающие возраста в сотни лет, деревья-долгожители [19]. Точный возраст этих почтенных патриархов Крымских гор установить практически невозможно, так как на рост каждого дерева-старожила влияет свой индивидуальный набор природных факторов: особенности микроклимата, почвы, условия жизни и т.д. Если дерево растет в благоприятных для него условиях, то оно может и в достаточно юном возрасте достичь значительных размеров, и наоборот, дерево может иметь угнетенный вид, а жить на Земле уже не первое тысячелетие. Поэтому и нет оснований говорить о каком-то одном "самом старом дереве Крыма" - их может быть несколько. Единственный способ установить точный возраст дерева - это спил ствола для подсчета годовых колец, но это можно произвести лишь после его гибели. В связи с такими затруднениями по определению возраста старожилов крымского леса, наиболее древние из них на полуострове уже традиционно называются "тысячелетними".
|
Горный Крым беден древесным растительным покровом. В лесах полуострова встречается незначительное количество старых, многовековых деревьев. Связано это, прежде всего, с особенностями отношения населения Крыма к древесной растительности. Дело в том, что на протяжении многих веков к крымским лесам существовал исключительно хозяйственный подход. Только за последние два тысячелетия в Крыму сменялся ни один десяток народов и культур. Каждый из вновь прибывших на таврическую землю этносов внес значительную лепту в уничтожение генофонда крымских лесов - кто рубил лес на хозяйственные нужды, кто на военные. Из векового крымского леса строили свой флот римские легионы и русские моряки адмирала Ушакова. Значительные лесные пространства уничтожали таврские земледельцы и скотоводы-татары. Лес из Крыма вывозили за границу во времена Гражданской и Великой Отечественной войны. Фашисты даже организовали специальный трест по вывозу крымского леса в Германию. И чаще всего на вырубку шли самые мощные старые деревья.
|
Во всех уголках нашей планеты встречаются примечательные представители древесной флоры, приковывающие внимание к факту своего существования со стороны человека. Чаще всего, такого внимания заслуживают отличающиеся от своих собратьев изрядными размерами или же необычной формой деревья, возраст которых достигает несколько сотен лет. С древнейших времен люди восхищались такими деревьями и почитали их. Часто такое почтение основывалось на мистическом отношении к силам природы, и дерево становилось объектом религиозного поклонения.
|
Деревья являются одним из замечательнейших творений Природы. Некоторые деревья выделяются среди своих собратьев своими размерами, возрастом, формой и тем самым представляют особый интерес для человека. Часто такие деревья становятся объектами религиозного поклонения, почитаются как свидетели важных исторических событий и известных людей, становятся объектом внимания художников, писателей, поэтов. Такие достопримечательные деревья прочно входят в культуру народа и становятся уже не только природными, но и важными историко-культурными объектами.
|
Еще недавно среди местных жителей округи Гурзуфа ходило предание о старом дубе на горе Аюдаг (Медведь-гора). Эту легенду хорошо выразил в стихах крымский поэт Анатолий Никаноркин:
О чудесном дубе в лагере "Артек" Как-то говорил мне старый человек: "На лесной поляне, на горе Медведь Дуб стоит могучий, можешь посмотреть, Он стоит - не сохнет - очень много лет, Слышал, - не ручаюсь, - есть такой секрет: Силу и здоровье получает тот, Кто коснется дуба, в руки лист возьмет:
(А. Никаноркин. "Чудесный дуб".
Литературно-художественный альманах Крым, № 31, 1962.)
Строчки стихотворения возвращают нас к "Говоровскому дубу": его листья так же использовались местным населением как лекарство, врачующее от всех болезней. Два этих свидетельства о врачующей силе дубов-гигантов наталкивают на мысль, что ещё до недавнего времени некоторые старые почитаемые крымские деревья считались у местных жителей целебными, что являлось одним из остатков древнего культа "святых" деревьев, переросшего в данном случае в почитание врачующей силы дуба.
|
СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ КРЫМА.
Культ "священных" деревьев встречается практически у всех народов мира и восходит своими традициями в далекое прошлое. Все древние цивилизации мира прошли через веру в так называемое "Космическое древо" или "Древо жизни" - символ всего живого. Считалось, что "Космическое древо" связывает в единое целое три главных мира - царство Богов (крона), царство людей (ствол) и подземный мир - царство духов (корни). "Космическое древо" являлось центром Вселенной, осью Мира, связующей дорогой между царством Богов и царством духов.
|
В нескольких километрах к северу от Зуи, в имении Каясты (ныне пос. Подгорное в черте с. Литвиненково (б. Кентогай) Белогорского района), в скале Кырк-Азис ("сорок святых") есть пещера, в которой еще в первой половине ХХ века лежал продолговатый камень "наподобие гроба, покрытый зеленым сукном". По преданию, передававшемуся татарами из поколения в поколение, в этой пещере "неверными" (а в другом варианте - турками) были зверски убиты сорок братьев, во время того, когда они, стоя на коленях, совершали молитву Аллаху. Это, окропленное кровью братьев, место считалось священным, и сюда татары привозили своих больных, оставляя после молитвы кусочки одежды и волос больных, "чтоб вместе с одеждой и волосами осталась здесь их болезнь". Наибольшее количество татар собиралось здесь в мае. По преданию, лучше всего Кырк-Азиз исцелял "от умопомешательства".
|
"Священная" гора: Это понятие существует практически у всех народов, населяющих земной шар. Испокон веков горы, более чем другие объекты природы, наделялись статусом священности. Горы ближе всего на Земле расположены к Богу, к небесам, к чему-то таинственному и недосягаемому - благодаря этому они сами становились священными и неприкосновенными. Религиозная значимость гор очень велика, а сам культ святости гор играет огромную роль в контексте мировой культуры.
|
Источник св. Феодора Студита - находится в нескольких километрах от села Терновка (б. Шулю). До 20-х годов прошлого века при источнике располагался Ново-Спасский скит Свято-Климентовского мужского монастыря, более 70 лет здесь не велась служба и только в 1996 году в здешние леса прибыло несколько монахов, чтобы восстановить храм. По преданию источник забил из земли благодаря молитвам средневековых монахов, учеников святого Феодора Студита, сосланных в Таврику в 8 веке н.э. из Византии. Как и с другими святыми крымскими родниками, с источником Феодора Студита так же связан ряд преданий о целительной силе его воды, которые передавались устно из поколения в поколение местными жителями.
|
СВЯЩЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ КРЫМА.
Крымский полуостров недостаточно обеспечен пресноводными ресурсами и поэтому у всех народов, в разные времена населявших этот благодатный край, существовало трепетное отношение к источникам пресной воды. Здесь, под палящим солнцем, понималось истинное значение каждой капли воды; даже самый незначительный ручеек или родник вводился в систему водоснабжения и орошения, трудясь на благо человека. И неудивительно, что вид холодной прозрачной струйки воды посреди безжизненных скал зачастую внушал нашим предкам благоговейный страх перед силами, сотворившими это чудо, поэтому многие родники в Крыму обожествлялись и становились объектами религиозного поклонения. А если с водой источника связывалась какая-нибудь легенда или предание, как правило, о его целебных свойствах, то родник становился местом паломничества богомольцев со всех концов полуострова.
|
Многое повидала и испытала крымская земля: Немало прошло по её дорогам народов, культур, религий. И все они оставляли здесь частичку своих традиций и обычаев, становившихся неотъемлемым целым общей крымской культуры. Одной из особенностей этой культуры является наличие у населявших Крымский полуостров народов природоохранных традиций, основанных на религиозно-мистическом почитании некоторых объектов природы. Что это были за традиции? Какие объекты крымской природы наделялись статусом "святости"? Сохранилось ли поклонение "священным" горам, источникам, пещерам и деревьям в наше время? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в данном очерке.
Скажи, ты бывал когда-нибудь в Крыму? Все там есть: горы есть, море есть, степь тоже есть. В степи воздух как пух, сам грудь поднимает. Взойдешь на гору - жалко станет человека, который тут не был. Так красиво. А за горой море с небом вместе живут, оба синие, одно другого синее. Крымские люди очень любят свой край. Где бы ни был крымский человек, непременно скажет: лучше Крыма нет земли. Таков край наш Крым. Живи только, умирать не надо. (Старая крымская легенда).
|
До настоящего времени береговую полосу от Алушты до Кутлака не принято было считать частью южного берега Крыма (ЮБК). Указывалось обычно, что климат суровее, чем в западной части, что дуют постоянные ветры, что растительность не южная и т. д., некоторые исследователи даже Алушту как-то нехотя относят к ЮБК. Причина заключается в слабом знакомстве с этой восточной полосой, или в пренебрежительном отношении к ней, а иногда некритическое отношение к общепринятому мнению. Согласиться с этим нельзя.
|
Активное воздействие на погоду – вмешательство человека в ход атмосферных процессов путем изменения на короткое время тех или иных физических или химических свойств в некоторой части атмосферы техническими средствами. Сюда относится осаждение дождя или снега из облаков, предотвращение града, рассеяние облаков и туманов, ослабление или ликвидация заморозков в припочвенном слое воздуха и др. Изменить погоду человек стремился с древних времен, но лишь в XX столетии были разработаны специальные технологии воздействия на атмосферу, которые приводят к изменению погоды.
|
За время существования нашей планеты пять раз на ней происходили глобальные катастрофы, которые вызывали массовую гибель существовавших в эти периоды форм биологической жизни.
Нынешняя экономическая и социальная деятельность современной человеческой цивилизации ведет к шестому по счету великому вымиранию жизни на земле.
|
Московские ученые в условиях кризиса не сворачивают работы по важным и интересным для города проектам - они продолжают искать формулу идеального топлива, пытаются корректировать погоду и добывать золото из нефти, а промышленный ток - из заряда молнии. Об этих и других разработках рассказал в интервью РИА Новости генеральный директор ОАО "Московский комитет по науке и технологиям", доктор технических наук Дмитрий Рототаев.
|
Московские ученые разработали новое устройство для получения электричества из ветра, которое может поместиться в небольшом чемодане, сообщил в интервью РИА Новости генеральный директор ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" (МКТН), доктор технических наук Дмитрий Рототаев.
|
МОСКВА, 5 ноя - РИА Новости.
Современные крупные землетрясения могут быть последствиями толчков, произошедших сотни лет назад, а потому их так сложно предсказать и описать современными моделями тектонической активности, считают авторы исследования, опубликованного в журнале Nature в четверг.
|
Исследователям удалось проникнуть на дно шахты Шергина - заброшенного колодца длиной более 116 метров, вырытого в вечной мерзлоте в Якутске
|
|